Полномочия прокуроров и акты прокурорского реагирования
Для того чтобы прокурорские работники эффективно выполняли возложенные на них обязанности по надзору за исполнением законов и соответствием правовых актов законам, законодатель наделяет их определенными полномочиями. В юридической литературе предоставляемые прокурорам полномочия по надзору за исполнением законов и соответствием им правовых актов предлагается подразделять на две группы:
1) полномочия по своевременному выявлению нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц;
2) полномочия, направленные на устранение уже выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона.
Итак, прокурор в целях своевременного выявления нарушений законов, причин и условий нарушений, установления виновных в этом лиц вправе осуществлять полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре.
Прежде всего прокурор наделяется правом по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также в помещения органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокуроры обладают правом доступа к документам и материалам вышеперечисленных органов и организаций и правом проверить исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. При проведении проверок прокуроры должны акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции РФ трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина; при проверках на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной выплате заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.
Прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.
Кроме того, прокурор может потребовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; потребовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Прокурор может вызвать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
В случае, если нарушение уже выявлено, виновные лица установлены, прокурор наделяется полномочиями, предусмотренными ч. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре.
Так, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом:
1) возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении;
2) требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
3) предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органом, обязан освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Прокуроры должны решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности.
Похожие работы:
- Полномочия прокуроров и акты прокурорского реагирования
Для того чтобы прокурорские работники эффективно выполняли возложенные на них обязанности по надзору за исполнением законов и соответствием правовых актов законам, законодатель наделяет их определенны...
- Предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, полномочия прокуроров в этой сфере
Данная отрасль прокурорского надзора включает в себя надзор за исполнением законов в трех разных сферах: при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, при производстве дознания и предварительно...
- Предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, полномочия прокуроров в этой сфере
Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заяв...
- Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Для того чтобы прокурор полноценно мог реализовать возложенные на него обязанности по осуществлению надзора за законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, ...
- Понятие прокурорского надзора как отрасли права, предмет, метод правового регулирования, система прокурорского надзора
Законодательное закрепление положений о прокуратуре как органе, осуществляющем надзор за законностью, позволило предположить, что в настоящее время прокурорский надзор представляет собой самостоятельн...